Сегодня нет однозначного отношения к родам после кесарева сечения, как среди акушеров-гинекологов, так и среди пациентов. Порой создается впечатление, что противников больше, чем приверженцев.
Думаю, в этом вопросе, нужно разобраться.
Когда в 1999 году я пришла работать интерном в Алчевский родильный дом, здесь уже практиковали естественные роды у пациенток с рубцом на матке. Поэтому мое сознание воспринимает такие роды, как нечто само собой разумеющееся. С тех пор прошло достаточно времени, и я уже сама имею достаточный опыт ведения таких родов.
Понимаю опасения коллег, которые работают в родильных домах, не имеющих подобной практики. Тяжело перестраивать своё сознание. И именно в этом кроется основная причина таких опасений.
Но нужно осознать, что повторное кесарево сечение является достаточно серьезной операцией. А высказывание, что вагинальные роды у пациенток с рубцом на матке опаснее кесарева сечения, — является довольно распространенным заблуждением в современном акушерстве.
Согласно данным современных исследований, риск для мамы с рубцом на матке в три раза выше при кесаревом сечении, чем при вагинальных родах.
Частота удачных вагинальных родов у пациенток с рубцом на матке составляет около 75% при отсутствии факторов, снижающих вероятность успеха таких родов, и 30-50% — при наличии таких факторов.
Конечно, необходимо тщательно отобрать кандидатов для вагинальных родов. Есть особые рекомендации по ведению вагинальных родов у пациенток с рубцом на матке. Кроме того, немаловажным фактором успеха является желание будущей мамы родить самостоятельно.
Но пересмотр подходов к родоразрешению женщин с рубцом на матке в сторону консервативных родов все же требуется.
Доктор Брюс Л. Фламм, известный исследователь в области естественных родов с рубцом на матке, предостерегает американских медиков от поспешных выводов и советует поддерживать естественные роды у женщин с предыдущим КС в анамнезе. По его мнению, нежелание врачей поддерживать желание женщины родить самой и политика «второго кесарева после первого» будут способствовать «проведению дополнительных 100 000 операций в год. «Вряд ли такое большое количество операций будет проведено без каких-либо серьезных осложнений, в том числе без материнских смертей», — считает Фламм.